Небольшие европейские города, каким является Торунь, напоминают маленькую шкатулку или сундучок со множеством дверей. За каждой из них – мощеная камнем улочка, наполненная сказками, песнями, былями и небылицами.
Старый польский город Торунь, когда-то огороженный и укрепленный стеной, мшистым каменным бугром лежал на берегу неспешной Вислы. Остатки стен и башен манили войти под их тень, ощутить прохладу камня с его сложным, витиеватым рисунком. Здесь каждый уютный уголок просился на холст, привлекая взгляд то небольшой башенкой со шпилем, то крышей пристройки, напоминающей шляпу волшебника.
Улицы Торуни, как и многих других европейских городов составлены их узких высоких фасадов, прилепленных плотно один к другому. Здесь каждый дом воспринимается как плоское декоративное пятно с индивидуальными, но близкими по стилю деталями.
Очень много необычных окон: круглые, полукруглые, цепочка из мелких окошек-бусин. Интересен их ритм на кирпичном фасаде. Рядом — по контракту – можно увидеть объемные грозди ветвей с листьями и путаницей мелких веточек, рельеф коры с дуплами и узлами.
Город опутан нитями электропроводов, они тянутся от фасада к фасаду, как от человека к человеку тянутся невидимые нити родства, дружбы, любви. Составляя на ткацком станке узор шерстяными нитями, Анастасия Удова думала о нитях, соединяющих историю с сегодняшним днем.
Заложенная историей декоративность увиденного автором архитектурного образа города сама привела ее к созданию серии настенных панно. Соединить в своей работе нити, увиденные в жизни, создать новые пересечения цвета и формы, продолжая протянутые ветви деревьев и своды таинственных арок, — вот что показалось Анастасии достойным творческих устремлений и энергии. Соединяя реальное и придуманное, видимое и желаемое, ремесленное и творческое, она работала над своим городом текстильных фантазий.
Может быть, текстильный город – это только причуда, прихоть художника, превратившего историю в моток ниток.
Так или иначе, город текстильных фантазий ждет не зрителей, а новых жильцов, которые сольются с неторопливой уличной толпой, поселятся за чуть подрагивающими занавесками окон и соединят свои судьбы друг с другом невидимыми нитями.
Искусство художественного ткачества насчитывает многие тысячелетия. На сегодняшний день наиболее известны европейские шпалеры (гобелены) – безворсовые ковры с сюжетным рисунком, которыми украшали стены средневековых замков и богатых домов. Выполнявший утилитарную функцию – сохранения тепла в помещении – гобелен всегда воспринимался как произведение искусства и высоко ценился.
В наше время гобелен в большей степени связан с эксклюзивным украшением интерьера: оригинальные настенные панно, элементы мебели. Обращение к этому виду искусства позволяет дать зрителю возможность приобщиться к многовековой истории данного промысла и о возвращении к прикладным традициям прошлого.